Различные грани даосской монастырской традиции нашли отражение в работах В.М.Алексеева, К.К.Флуга, Л.Н.Меньшикова, Е.А.Торчинова, Ёсиока Ёситоё, Одзаки Масахару, Э.Шаванна, К.Шиппера, М.Сазо, а также Гэ Чжао-гуана, Ли Ян-чжэна, Минь Чжи-тина, Цин Си-тая и др. Тем не менее, даосский монастырь как одна из структур китайской культуры вообще, и как важнейший институт даосской религии в частности, все еще ждет своего всестороннего изучения.
Практически все даосские монастыри повторяют планировку и особенности императорских дворцов. Архитектурные детали, отделка и изящество монастырей делают их весьма схожими со светскими дворцовыми ансамблями. Единые истоки даосских и светских дворцовых комплексов осознавали и сами даосы, что зафиксировал составленный ими в начале 14-го века словарь “Созвучие [с древней традицией] записей о божественном из даосских книг” (“Дао шу юань шэнь ци”), в котором читаем: “Палаты нынешних даосских монастырей подобны Залам Великого совершенства [императорских дворцов]”.
В древности жилище князя называлось гун - дворец.
Высокие башни по обе стороны от ворот носили название гуань - “башенки для наблюдения [за приближающимися]”. Эти понятия были интерполированы и в сферу даосской культуры. Большие даосские храмы, строительство и названия которых санкционировал император, называются, как правило, “дворец”, гун или “даосский монастырь”, гуань. Небольшие монастыри обычно называются мяо, “кумирня” или дао юань, “даосский дворик”. Данное деление, тем не менее, не всегда последовательно применялось на практике. Некоторые крупные монастырские ансамбли имеют в своем названии морфему “мяо”: “Чэнхуанмяо” - “Кумирня Владыки города” в Шанхае или “Чжунъюэмяо” - “Кумирня Срединного пика” на горах Суншань, что в провинции Хэнань.
Комментариев нет:
Отправить комментарий