
В трактате «Собрание наставлений в живописи [господина] Цзе-чжоу» (Цзе-чжоу сюэ хуа бянъ, 1781 г.) Шэнь Цзун-цяня сказано: «Каллиграфический метод таков: желая [провести] вертикаль, вначале [движутся] по горизонтали... желая [провести] восходящую [черту], вначале [прописывают] нисходящую; желая [провести] нисходящую черту, вначале прописывают восходящую. То же, когда хотят [писать] легко, вначале [прописывают] тяжело; стремясь [провести] тяжело, вначале [двигаются] легко. Желая собрать, вначале рассеивают, а желая рассеять, сперва собирают. Такова пружина (цзи) открытия и закрытия (кай хэ)» [Gao Jianping]. В трактате Гу Нин-юаня «Руководство по живописи» (Хуа инь, XVIII в.) даются аналогичные указания: «Все энергопотоки (ши I) [создаются за счет того, что], намереваясь пойти влево, прежде необходимо реализовать идею движения вправо; желая направиться вправо, реализуют идею движения влево; или же желая [направить] энергопотоки вверх, опускаются вниз; стремясь опуститься, направляются вверх».
В выполнении «правила трех поворотов» участвует все тело каллиграфа, при этом действует аналогичный принцип балансировки противоположных векторов движения. Когда кисть находится в зоне левого плеча, вес тела переносится на правую ногу, что усиливает правое плечо; как только кисть оказывается в зоне правого плеча, вес переносится на левую ногу, и усиливается правое плечо. Го Да-вэй замечает: «Желая провести черту слева направо, надо вес тела перенести с левой ноги на правую. В начале написания черты правое плечо будет уравновешивать кисть на левой стороне; на середине черты тело и кисть сбалансированы; к концу линии левое плечо будет противовесом для кисти справа». Каллиграфическая пластика, так же как боевые искусства Китая и традиционная медицина, строится на принципе взаимного усиления полярностей инь-ян и на умении выстроить правильную очередность процессов накопления и отдачи энергии.


