26 февр. 2009 г.

Облако


.
"Облако" (юнь), без его подразделения на собственно облака и тучи, осмыслялось в мифологической и даосско-религиозной традиции в качестве принадлежности знака высшего, небесного мира, а также средства передвижения божественных персонажей и бессмертных-сяней.
ИСКУССТВО И ТРАДИЦИИ КИТАЯ.


ИСКУССТВО И ТРАДИЦИИ КИТАЯ.

.
Религиозная символика "облака" лучше всего сохранилась в даосской иконографии - изображение персонажей на облаках.
.

.
В натурфилософии и даосской философии оно превратилось, с одной стороны, в воплощение небесной пневмы-ци, а, с другой, в символ быстротечности человеческой жизни и эфемерности его деяний.

.

.
В литературно-поэтической и живописной образности художественные трактовки и значения "облака" намного расширились. Одинокое облачко или вереница облаков, уходящая за горизонт, стали символизировать одиночество человека, оторванного от дома и безмерно тоскующего по родным и друзьям.
Туманная пелена, затянувшая небо и горные вершины, олицетворяет "таинственность" дикой природы, ее скрытость от человека, еще не готового к ее восприятию и истинному пониманию; и воплощает, за счет своей принадлежности к стихии воды, Женское начало.

Что касается орнаментальной традиции, то в ней существует специальный тип узоров - "облачный узор" (юнь вэнь), который впервые обнаружил себя в позднечжоуском декоративно-прикладном искусстве. Впоследствии (начиная с ханьской эпохи) он трансформировался в несколько вариантов, которые различаются по степени условности изображений: от геометрических комбинаций, состоящих из дуг и спиралей (росписи по ханьской погребальной керамике) до фигур, довольно точно, передающих контурные очертания облака или вереницы облаков.

.