14 дек. 2008 г.

ДАОСИЗМ

.
Даосизм - китайская национальная религия, которая сложилась в первые века новой эры на основе синтеза даосской философии, появившейся еще в период Чжаньго (5-3 вв. до н.э.), учения о бессмертии и путях его обретения, северокитайских натурфилософских идей и южнокитайских мифологических представлений.
.
Хронология
императорских династий Китая
.
В 3-6 вв. идет активный процесс оформления доктрины даосизма и его религиозных институтов. Тогда же закладывается первоначальный фундамент системы даосского монашества и монастырской традиции. Бурное развитие даосских монастырей начинается на рубеже 6-7 вв., и в эпоху Тан (7-10 вв.) они уже действуют во всех уголках необъятной китайской империи. Известно, например, что в девятом веке насчитывалось более 1900 даосских монастырей, а посвященное монашество составляло 15 тыс. человек (“Записи по династиям о высочайшей благосклонности к даосскому учению”, “Ли-дай чун дао цзи”).

С появлением в 12 веке школы “Всеобъемлющей истины” (“Цюаньчжэнь”) институт даосского монашества стал обретать свои классические формы, в которых он продолжает социальное бытие и сегодня.

Различные грани даосской монастырской традиции нашли отражение в работах В.М.Алексеева, К.К.Флуга, Л.Н.Меньшикова, Е.А.Торчинова, Ёсиока Ёситоё, Одзаки Масахару, Э.Шаванна, К.Шиппера, М.Сазо, а также Гэ Чжао-гуана, Ли Ян-чжэна, Минь Чжи-тина, Цин Си-тая и др. Тем не менее, даосский монастырь как одна из структур китайской культуры вообще, и как важнейший институт даосской религии в частности, все еще ждет своего всестороннего изучения.
Практически все даосские монастыри повторяют планировку и особенности императорских дворцов. Архитектурные детали, отделка и изящество монастырей делают их весьма схожими со светскими дворцовыми ансамблями. Единые истоки даосских и светских дворцовых комплексов осознавали и сами даосы, что зафиксировал составленный ими в начале 14-го века словарь “Созвучие [с древней традицией] записей о божественном из даосских книг” (“Дао шу юань шэнь ци”), в котором читаем: “Палаты нынешних даосских монастырей подобны Залам Великого совершенства [императорских дворцов]”.

В древности жилище князя называлось гун - дворец.
Высокие башни по обе стороны от ворот носили название гуань - “башенки для наблюдения [за приближающимися]”. Эти понятия были интерполированы и в сферу даосской культуры. Большие даосские храмы, строительство и названия которых санкционировал император, называются, как правило, “дворец”, гун или “даосский монастырь”, гуань. Небольшие монастыри обычно называются мяо, “кумирня” или дао юань, “даосский дворик”. Данное деление, тем не менее, не всегда последовательно применялось на практике. Некоторые крупные монастырские ансамбли имеют в своем названии морфему “мяо”: “Чэнхуанмяо” - “Кумирня Владыки города” в Шанхае или “Чжунъюэмяо” - “Кумирня Срединного пика” на горах Суншань, что в провинции Хэнань.

Пекинский монастырь Байюньгуань - своего рода образец храмового ансамбля даосской школы “Цюаньчжэнь”.

.