27 мар. 2009 г.

Каллиграфическая антропология

Белозёрова В.Г.
.
В каллиграфической эстетике творческий акт трактовался как процесс самосозидания личности. Считалось, что внутри творческого акта каллиграф создавал себя как личность, способную к достижению индивидуального долголетия, гармонизации социума и духовной преемственности с великими предшественниками каллиграфической традиции. Каллиграфическое творчество являлось эффективным способом самосовершенствования и самопознания человека, что и было главной целевой установкой в искусстве каллиграфии. Каллиграфия воплощала личность в ее телесной, психической и духовной целостности. Отсутствие трансцендентных метаструктур в китайской онтологии в сочетании с господствующими представлениями о единосущности и единотелесности человека и универсума обусловливали высокую значимость личности творца в искусстве Китая и непризнание принципа анонимности в каллиграфической эстетике. История каллиграфической традиции освещается в трактатах персоноцентричным образом, причем информация о социальном положении, бытовых привычках и здоровье каллиграфа представляет такую же ценность, как и сведения, освещающие сугубо творческую проблематику. Каллиграфическая пластика отражает универсум исключительно через психосоматическую и духовную синергию человека с окружающим миром.Каллиграфическая эстетика веками изучала закономерности принципа единства телесных и духовных проявлений личности. Среди пластических искусств Китая каллиграфия считается наиболее интеллектуальным видом творчества, ибо в каллиграфической пластике визуализация ментальных актов менее всего связана с внешним подобием форм и полностью происходит на энергетико-процессуальном уровне. В Китае наиболее полно использовались возможности зрения, являющегося самым интеллектуальным чувством человека. Мышление посредством визуальных знаков, которое тысячелетиями развивала в китайской культуре иероглифическая письменность, отличается, с одной стороны, высокой степенью конкретности, а с другой – большей информационной емкостью и более высокой скоростью операций, чем при мышлении с опорой на фонетические знаки и их письменную фиксацию.Процесс мышления в китайской культуре понимается как особые космические вибрации, которые воспринимаются не только мозгом, но и всем телом. В каллиграфической эстетике опытным путем были глубоко и всесторонне изучены сенсорные способности тела, участвующие в творческом процессе. Каллиграфическая психотехника ориентировала на понимание телом. Через пластическое движение и связанные с ним энергетические циркуляции каллиграф не только воплощал, но и до конца осознавал собственные интеллектуальные озарения. Знатоки каллиграфии придерживались того принципа, что для подлинного понимания духовного содержания произведения необходимо повторять движения кисти мастера, а через них — движения его тела.
Клуб Лин Лун